В Образовательном учреждении им.А.П.Чехова функционируют начальное звено (с 1 по 4 классы), среднее и старшее звено (с 5 по 11 классы). Таким образом, школа имеет полный цикл образовательного процесса: от начальной ступени (1 класс) до полного среднего образования.
Целевое назначение программы
Ещё Пифагор отмечал, что «образование можно и разделить с другим человеком и, дав его другому, самому не утратить его». «Вообще именно образованием отличаются люди от животных, эллины – от варваров, свободнорожденные – от рабов, философы – от простых людей», - считал он. Русское слово «образование» заключает в себе напоминание об «образе» — греч. μόρφωσις (или пайдейя), которое означает приведение чего-то к определенной форме, μορφή (лат. аналог — forma).
Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году.
Образовательное учреждение им.А.П.Чехова является общеобразовательной средней школой и строит свою учебную программу на основании государственного образовательного стандарта, закона «Об образовании» КР и Устава ОУ им.А.П.Чехова, создавая условия для развития индивидуальных способностей учеников, проявления их неповторимости и таланта каждого учащегося. Все это определяет задачи ОУ им.А.П.Чехова.
Участники образовательной программы
Образовательное учреждение им.А.П.Чехова принимает ребят с 1-го по 11-й класс. Образовательная программа ориентирована на учащихся, достигших уровня школьной зрелости, готовых к освоению школьной программы с устойчивой положительной мотивацией к обучению.
При поступлении в школу ребенок сдаёт предметное тестирование. Предметы тестирования выбраны согласно классу, в который он поступает. При поступлении с родителями проводится собеседование. Его главная цель – выявить мотивы семьи при поступлении в частную школу, ценностные ориентации, отношение к учебе, проанализировать готовность к сотрудничеству со школой в воспитании духовно-нравственных качеств личности ребенка.
Учебный план
Учебный план ОУ им.А.П. Чехова формируется с учетом цели, поставленной Государственным образовательным стандартом и образовательной программой школы. Он составлен на основании типового базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
Учебный план включает в себя добавление дополнительных занятий по следующим предметам:
- английский язык во 2 классе, с 8 по 11 классы;
- русский язык с 5 по 11 классы;
- математика с 7 по 11 классы;
- информатика в 3, 4, 9 классах;
- физика в 9 классе.
Задачи учебного плана последовательно реализуются в предметных областях благодаря использованию общих принципов формирования образовательного пространства. К ним относятся:
- проблемно-деятельностный подход к содержанию обучения;
- дифференцированный подход к организации обучения;
- применение новых информационных технологий на уроках;
- методики критического мышления;
- творчество как способ обучения.
Учебный процесс построен таким образом, чтобы не допустить разрыв между ступенями образования, образованием и жизнью.
Учебный план ОУ им.А.П.Чехова сохраняет:
- базисный компонент, соответствующий максимальной нагрузке обучающихся по нормативам, обозначенным в базисном учебном плане, применительно к 5-дневному режиму работы учреждения;
- номенклатуру обязательных образовательных областей и образовательных компонентов.
Перечень учебных программ
Содержание образования в ОУ им.А.П.Чехова предусматривает наличие базовых дисциплин, соответствующих Государственному образовательному стандарту. Это обеспечивает возможность перехода учащихся в любую другую школу Бишкека на всех этапах обучения.
Вместе с тем оно имеет свою специфику и включает следующие компоненты:
- базовый (инвариантный);
- развивающий (инвариантно-вариативный);
- дополнительный (вариативный: факультативы, индивидуальные и групповые консультации).
Для реализации образовательной программы ОУ им.А.П.Чехова используются:
- типовые учебные программы для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденные МОиН КР;
- скорректированные программы, утвержденные педагогическим советом ОУ им.А.П.Чехова;
- типовые программы по дополнительному образованию.
Типовые программы по дополнительному образованию используются для ведения кружковой и факультативной работы во второй половине дня. Кроме того, предусмотрены прогулки на свежем воздухе и смена деятельности учащихся по дополнительному расписанию.
Таким образом, все учебные программы нацелены на развитие учащихся с учетом миссии ОУ им.А.П.Чехова, отраженной в Уставе школы.
Организационно-педагогические условия
ОУ им.А.П.Чехова – это школа полного дня, что позволяет последовательно решать задачи организации индивидуальных консультаций, самоподготовки и творческих занятий учащихся.
ОУ им.А.П.Чехова в своей деятельности реализует образовательный процесс, состоящий из трех компонентов:
- I ступень – начальное образование (срок освоения 4 года), 1-4-е классы;
- II ступень – основное общее образование (срок освоения 5 лет), 5-9-е классы;
- III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года), 10-11-е классы.
Учебный год длится 34 учебных недели: начинается 15-го сентября и заканчивается 8 июня, включая в себя осенние, зимние и весенние каникулы. Ежедневное количество уроков и последовательность занятий определяются школьным расписанием.
В ОУ им.А.П.Чехова 5-дневная учебная неделя. Продолжительность занятий составляет 40 минут. Наполняемость классов – 16-20 человек. Набор в школу осуществляется посредством тестирования учащихся и при наличии свободных мест.
Основной формой организации обучения является классно-урочная. Широко используются педагогические технологии, направленные на достижение индивидуально-дифференцированного подхода к обучению. Реализация образовательной программы ОУ им.А.П.Чехова предполагает использование здоровье сберегающих технологий, которые включат в себя различные учебные программы:
- физическое воспитание, ЛФК, занятия хореографией, спортивные кружки, прогулки на свежем воздухе;
- культуру тела, включающую в себя манеры, гигиену и стилистику.
Данные учебные программы реализуются в таких школьных дисциплинах, как физическая культура, хореография, естествознание, родиноведение, занятия ЛФК, практикумы с психологом школы.
Приоритетной задачей нашей школы является сохранение индивидуальности ребенка, создание благоприятных условий для его адаптации в социуме.
Формы контроля и учёта достижений учащихся
В образовательной программе ОУ им.А.П.Чехова используются следующие основные формы контроля и учета достижений учащихся:
- контрольные работы, содержание которых разрабатывается на методических объединениях;
- зачеты;
- зимняя экзаменационная сессия;
- переводные экзамены;
- итоговая государственная аттестация;
- олимпиады;
- предметные недели;
- творческие отчеты, доклады учащихся, участие в конкурсах;
- рефераты;
- презентации;
- викторины;
- выставки.
Учет достижений учащихся фиксируется в информационной системе ЭлЖур. Данная программа позволяет вести гибкую оценочную систему, учитывая как среднеарифметическую, так и средневзвешенную оценку по предмету.
Обязательные результаты освоения образовательной программы
В основной школе работа педагогического коллектива ОУ им.А.П.Чехова определяется требованиями ко второму уровню образованности учащихся – уровню функциональной грамотности. Это:
- грамматические, лексические и разговорные навыки как в родном, так и в изучаемых иностранных языках;
- навыки работы с текстами разных уровней сложности в образовательной области «Филология» (проект «Читающая школа»);
- ориентация в базовых математических понятиях в образовательной области «Математика»;
- знание, понимание и соблюдение правил экологического поведения, овладение фундаментальными знаниями таких наук, как физика, химия, биология, география в образовательной области «Естествознание»;
- коммуникативная, этическая, эстетическая грамотность, основы правовой грамотности, ориентация в ценностях отечественной и мировой культуры, ориентация в среде проживания, в образовательных областях «Обществознание» и «Искусство»;
- валеологическая грамотность в образовательной области «Физическая культура».
По окончании средней школы предполагается достижение учащимися уровня социальной, допрофессиональной и методологической компетентности по всем образовательным областям учебного плана школы. Конечным результатом считается готовность выпускника к успешному обучению в ВУЗе в соответствии с выбранной направленностью как в Кыргызстане, так и за рубежом.